Конкурсы проекты гранты бурятия

Результаты работы в данном направлении в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде свидетельствуют о том, что технология адаптации безработных, является эффективной в процессе регулирования уровня жизни населения1. В результате реализации данной технологии адаптации можно снизить уровень бедности трудоспособных граждан за счет снижения уровня безработицы и ее длительности.

1 Л. Гх'р.шм. М. Гарсия-Псер, С.Смирнон. О. Шкаратан Социальная реабилитация безработных. Чслонск и тр>л. 2<лЧ.N'.12. С. 62.

В процессах регулирования уровня жизни необходимо обратить внимание на определенные технологии в сфере образования. Они включает комплекс мер, направленных на совершенствование системы общего и среднего профессионального образования, основными из которых становятся ориентация на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, обеспечение условий для получения профессионального образования молодежи из нпзкообеспсчсппых семей. Необходима четкая координация деятельности образовательных учреждений, ориентированных на подготовку специалистов, востребованных на региональном рынке труда. Важно обратить внимание на профессионально обучение слабозашпщениых категорий населения - молодежи, инвалидов, женщин. Процессу переподготовки должен предшествовать тщательный анализ всех имеющихся у безработного или обратившегося в соответствующие органы смежных профессий. Учитывая неодинаковую степень готовности различных групп населения к переподготовке, следует разработать концепцию стимулирования переподготовки нуждающихся в трудоустройстве. В области образования взрослых необходимо разработать программу непрерывного образования, включающую возможности профессиональной подготовки, повышения квалификации и переобучения безработных.

В технологиях регулирования уровня жизни населения одно из важных мест занимает социальная защита ослабленных групп населения. Социальная защита представляет собой систему мер социальной политики, направленных на соблюдение социальных нрав человека, удовлетворение его социальных потребностей. Социальная защита проявляется в системе приоритетов и механизмов по бурятия реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан; органов управления всех уровнем"! и институтов, а также система социальных служб, обеспечивающих определённый чровепь социальной защищённости, достижение социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития.

Результаты социологического исследования, проведенного автором, позволяют считать приоритетными группами в данных условиях следующие: сел i.с кос население; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, молодежь, женщины, безработные.

Главным принципом социальной поддержки населения является адресный подход к оказанию социальной помощи. Усиление адресности позволяет эффективно использовать имеющиеся средства для предоставления реальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. Адресная помощь осуществляется по следующим направлениям: системная адресная помощь через предоставление льгот, гарантированных федеральными законами; единовременная адресная помощь через реализацию целевых федеральных и республиканских программ поддержки социально уязвимых категорий населения; оказание социальных ус.т\г гражданам, частично пли полностью утратившим способность к самообслуживанию. Необходимо учесть, что количественные масштабы социальной помощи должны быть достаточными для того, чтобы не вынуждать бедных к криминальному поведению, и в то же время не излишними, чтобы не стимулировать расширение этой группы.

Координация усилий и ресурсов позволила решить ряд проблем социальной защиты в республике. Так, в области предоставления адресных субсидий на оплату 'жилья и коммунальных услуг за 2002 год достигнут рост в организации работы служб субсидий. Укреплена законодательная база. Внедрен программный комплекс "Расчет субсидий", автоматизирующий процесс предоставления субсидий, получение отчетных документов и статистических данных.

Одной из форм прямой материальной поддержки семей с детьми является выплата ежемесячного пособия на ребенка. Оно выплачивается примерно 54% от общего числа детей. Текущая выплата ежемесячных пособий на детей произведена в полном объеме на 01.01. 2003г. Задолженность по выплате пособии сократилась на 94,7 млн. рублей и составляет 430,8 млн. рублей. Для покппения кредиторской задолженности по ежемесячным детским пособиям в республиканском бюджете на 2003 год предусмотрено выделение 150 млн. рублей.

Социальную поддержку в виде гарантированных льгот, материальной и натуральной помощи получили 80% семей, состоящих на учете в органах труда и социального развития. Увеличиваются показатели эффективности оказания адресной социальной помощи, за счет средств республиканского бюджета в 2002 году получили помощь более 26 тысяч детей их многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, что в 3 раза больше, чем в 2001 году. Были предоставлены более 58 тысячам инвалидов финапсовоемкие льготы, в том числе выдано 503 единицы транспортных средств инвалидам войны п общего заболевания.

В республике в 2002 году отдохнуло 72%от общего числа детей в возрасте от 7 до 17 лет. Рост числа оздоровленных детей составил 23%, общее число лагерей увеличилось с 623 до 684. Было оздоровлено на 17% больше детей из малообеспеченных семей, па 46% больше детей-инвалидов.

Для решения вопросов проблемы профилактики инвалидности и комплексной реабилитации инвалидов создана рабочая группа из специалистов заинтересованных министерств и ведомств для разработки комплексных мероприятий, позволяющих оптимизировать ситуацию.

В целях успешной реализации данного направления технологии регулирования уровня жизни населения республики, необходимо: продолжить работу по совершенствованию нормативной базы и финансовых механизмов, направленных па создание эффективной системы адресных социальных выплат; обеспечить реализацию федерального законодательства по вводу механизма перевода натуральных льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, в денежное выражение; продолжить работу по реализации основных комплекса мер, направленных на развитие и совершенствование социального обслуживания семей, женщин, детей; продолжить работу по разработке и реализации мероприятий по профилактике инвалидности и социальной интеграции инвалидов; активно привлекать неправительственные организации, объединения и частных лиц для решений социальных проблем.

Учитывая изменения в отношениях собственности, система социальной зашиты населения в качестве неотъемлемого элемента предполагает становление и всемерное развитие социального партнерства. Для нас это явление достаточно новое. Оно означает, что каждый партнер (государство, профсоюзы, работники, общественные организации и объединения), а не только государство, стремиться создать условия для обеспечения нормального воспроизводства физических и духовных сил работника, его развитие. Разумеется, принцип социального партнерства не срабатывает автоматически. В реальной жизни оно достигается на базе разрешения противоречий между работодателем и работниками, государством и работодателями и т.д. по поводу оплаты, налоговых отчислений, обеспечения условий труда, режима отдыха, работы, удовлетворения потребностей населения. Соглашения по этим вопросам достигаются ие просто. Это не снимает, а лишь усиливает необходимость социального партнерства при обеспечении социальной поддержки населения. Организационными формами, закрепляющими социальное партнерство, являются генеральные, отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договора. В них предусматривается широкий набор мер социальной поддержки и зашиты трудоспособного населения с учетом специфики и возможиостс"! предприятий, региона, отрасли.

Проведение эффективной социальной политики возможно при максимальном сближении интересов государства и его фаждан. Нам представляется, что нельзя достичь высоких экономических показателем, экономя на заработной плате, социальных программах, образовании, здравоохранении. В современных условиях не все отношения и процессы поддаются полному государственному регулированию в связи с ограниченными возможностями государства. Поэтому, считаем, целесообразным максимально использовать возможности социального партнерства в регулировании жизненного уровня населения, в частности: преодолении бедности "слабых" и б с д н ост и " с и л ы I ы х

Итак, раскрыв основные социальные технологии государственного регулирования уровня жизни населения, целесообразно приступить к рассмотрению методов оптимизации процессов на основе социального партнерства.

3.3. Социальное партнерство как фактор стабилизации уровня жизни населения и преодоления бедности.

Вопросы стабилизации уровня жизни и преодоления бедности становятся приоритетными направлениями деятельности государства. Эффективное взаимодействие федеральных и местных органов управления, коммерческих предприятий и общественных организаций, а также работников, невозможно без развития соответствующих механизмов согласования интересов, разрешения возможных конфликтов и создания социальных институтов, обеспечивающих, с одной стороны, признание и государственную защиту всех видов собственности, с другой - социальную защиту населения. Одной из важнейших частей названных механизмов выступает социальное партнерство, так как именно оно выполняет существенные функции защиты интересов сторон общественных отношений и обеспечения их стабильности.

Создание условий для развития социального партнерства является мерой, оптимизирующей устойчивое социально-экономическое развитие республики, необходимым фактором для стабилизации общественных отношений, повышения жизненного уровня населения, преодоления негативных последствие! бедности для различных социальных слоев.

Рассмотрим возможности социального партнерства для преодоления бедности сильных, т.е. трудоспособных граждан.

Идеи социального партнерства зародились в Европе в конце XIX века. Теоретики концепции социального партнерства, как наиболее приемлемой формы социального взаимодействия в индустриальном обществе, опирались па этику Л. Фейербаха, па концепцию «гармонизации отношений» Л. Блана и II. Прудопа, на плен Л. Лассаля и других теоретиков социально-демократического пути развития, солидарных со взглядами Э. Бериштейиа, и таких представителей либерального реформизма, как М. Впрт, О. Михаэлис и др.1 В начале XX века западными социал-демократами была разработана концепция взаимодействия

1 С'емппш Г.Ю. Социальное партнере!но в современном мире. - М.: Мысль, 19% заинтересованных групп и государства.1 Весомый вклад в ее создание внесли ведущие представители австромарксизма О. Пауэр и К. Реннер. Решающая роль в развитии и утверждении идей социального партнерства, создании развернутой концепции принадлежит родившейся в 1919 году Международной Организации Труда (МОТ). Социальное партнерство в его современном виде сложилось на Западе после Второй мировой войны.

В мировой практике существует несколько моделей и типов социального партнерства, которые классифицируются по различным основаниям. По роли и месту властных структур в партнерских отношениях выделяются три типа моделей социального партнерства.

Первая модель - трехстороннее сотрудничество, в котором государство, работодатели и профсоюзы (как представители наемных работников) равноправны. Такая модель широко практиковалась в странах, где у власти стояли социал-демократы в период 60-80-х гг. (Австрия, Швеция, ФРГ). Во многом благодаря утверждению системы социального партнерства тпгм социально ориентированным государствам удалось достичь согласия в обществе; снижения уровня безработицы и бедности; уменьшения социальной напряженности; развития системы социальной защиты. Развивающаяся система социального партнерства в России имеет признаки этой модели.

Вторая модель - двустороннее сотрудничество в урегулировании конфликтов работодателей и наемных работников в лице их представительных органов. Государство выступает в роли арбитра трудовых споров, законодательно регулируя отношения, не допуская развития противостояния сторон до опасных для стабильности общества масштабов. В этой модели решение проблем посредством партнерства переносится на производственный уровень предприятия, ассоциации, отрасли (США, Испания, Португалия).

Третья модель - диалог и сотрудничество в конфликтах работодателей, и работников без какого-либо вмешательства со стороны государства (Япония).

1 (\>м>.и,ск1нТ С.Л. Христнаиско-лсмократичсскиП союз ФРГ: социология и политика. - М., 1983. СМ85-191.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой, где коллективные переговоры утвердились в качестве основного метода установления заработной платы, показывает, что использование данного инструмента в решении вопросов оплаты труда является наиболее эффективным. Во-первых, возможности социального партнерства позволяют восстановить некоторое равновесие в отношениях между наемным работником и работодателем, постоянно нарушаемое в силу того, что работодатель, благодаря своему положению, изначально доминирует в этих отношениях. Во-вторых, переговоры социальных партнеров способствуют установлению соответствия между экономическими и социальными нуждами, а это главное условие определения обоснованной оплаты труда с учетом реальных возможностей. В-третьих, соглашения социального партнерства, в отличие от законов, являются более гибкими и могут корректироваться с согласия сторон с учетом меняющейся ситуации.

Вопросы оплаты труда, уровня заработной платы работников являются доминирующими среди основных проблем, составляющих предмет трудовых отношений, т.к. величина заработной платы является основным показателем уровня обеспеченности работников, она определяет доступ работников к услугам здравоохранения, образования, отдыха, возможность заводить и воспитывать детей и т.д. Коллективные договора и соглашения заключаются между работниками, работодателем и государством на федеральном, региональном, отраслевом уровне конкретных предприятий, организаций. У различных субъектов хозяйствования формируются различные экономические возможности установления уровней и систем заработной платы. В этой ситуации важно определить минимально гарантируемый уровень заработной платы, на наш взгляд, это наиболее целесообразно делать в отраслевых соглашениях, так как работники каждой отдельной отрасли народного хозяйства или определенной профессии нуждаются в определении специфических особенностей данной отрасли или профессии в области регулирования заработной платы посредством коллективных договоров (соглашений).

Нынешним уровень минимальных гарантии по оплате труда достаточно низок, что подтверждается результатами исследовании, поэтому важно обеспечить социально приемлемые гарантии оплаты труда в рамках соглашении социального партнерства различных уровнем. Чтобы обосновать социально приемлемый уровень минимальных гарантий, необходимы не только соответствующие экономические возможности, но и представления о сложившемся минимальном стандарте потребления населения, согласованные и закрепленные в отраслевых соглашениях размеры ставок, окладов и заработной платы, ниже которых не может оплачиваться тот или иной вид труда - это минимум, который обязаны гарантировать субъекты социального партнерства.

При выработке рекомендаций по регулированию оплаты труда в рамках социального партнерства разработчики исходят из того, что сохраняет свое значение согласованная в переговорном процессе минимальная тарифная ставка1 рабочего. При этом целесообразно учитывать тот уровень оплаты труда, который гарантируется работнику так называемой профильной профессии, определяющей специфику деятельности отрасли и в наибольшей степени соответствующей ее профилю. Под этим гарантированным минимумом понимается минимальный отраслевой норматив оплаты труда (МНОТо) - минимальный размер заработной платы работника профильной профессии отрасли, обоснованный уровнем соответствующего воспроизводственного потребительского бюджета с учетом семейной нагрузки и региональных особенностей условий жизни населения. Оплата труда не ниже этого норматива, должна устанавливаться и несемейным работникам, в том числе для того, чтобы способствовать созданию ими семьи.

Политика «развивающего роста» заработной платы должна стать предметом договорного регулирования на всех уровнях социального партнерства. В коллективных договорах предприятий и в тарифных соглашениях наряду с размерами минимальных тарифных ставок и минимальных заработков следовало бы пред)сматривать обязательства по опережающему росту заработной платы в

1 О.II. Меньшикова. F.M. I 1омова Регулирование оплаты труда на основе социального партнерства //Уровень жпши peí ионов России, 2003.-МЧ. С.6. сравнении с ростом валового дохода. Рекомендации по количественному соотношению роста зарплаты и валового дохода важно формулировать в долгосрочных и среднесрочных программах социально-экономического развития страны, ее регионов. Регулирование заработной платы на основе социального партнерства позволит в значительной степени решить проблему бедности работников, сократив показатели на 22% "условно бедных" и на 12% "бедных".1

Доведение величины минимальной заработной платы до размера физиологического прожиточного минимума призваны стать решающими как для существенного сокращения границ бедности, так и для возрождения всех свойственных заработной плате функций, прежде всего стимулирующей.

Правовой основой социального партнерства в Республике Бурятия являются: Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Бурятия, регулирующие трудовые отношения, положения конвенций и рекомендаций МОТ в области социально-трудовых отношений, в этом числе:

-Трудовой Кодекс Российской Федерации;

-Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 19.05.95 года с изменениями и дополнениями;

-Федеральный Закон "Об общественных объединениях" от 18.07.95 года;

-Федеральный Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности" ог 12.01.96 года;

-Федеральный Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23.11.95 года;

-Указ Президента Республики Бурятия "Об утверждении положений о порядке подготовки и заключения регионального, отраслевых, профессиональных тарифных и территориальных соглашений и о республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 09.04.96 г ЛЪ134; I

Д.п ("аенл С.ДТ 1. Бедность работающих - новое социальное явление // Материалы Байкальского экономического фор\ ма. 11рк> тек. -2002. С.60.

-Постановление Правительства Республики Бурятия "О порядке обеспечения деятельности республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и порядке ротации членов комиссии - представителей республиканских органов государственной власти" от 23.03.98г. №97;

-Региональное соглашение между Правительством Республики Бурятия, Объединения организаций профсоюзами и Союзами работодателей па 20002001 годы.

В соответствии с действующим Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" в Республике Бурятия проводится работа по формированию и развитию системы социального партнерства. Основной формой реализации социального партнерства является заключение на уровне республики Регионального соглашения между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций - профсоюзов и Союзом работодателей. Главным системообразующим органом социального партнерства па уровне республики является республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, на уровне отраслей и организаций 623 двухсторонних комиссий, целью деятельности которых является обеспечение регулирования социально-трудовых отношений с учетом интересов работников и работодателей, посредством развития действенной системы социального партнерства.

Постановлением Правительства ежегодно утверждается План мероприятий по выполнению Регионального соглашения. Мероприятия охватывают весь спектр социально-трудовых отношений, в том числе: в области экономики и социальной политики, в сфере развития рынка труда и содействия занятости населения, социальной защиты населения, охраны труда и экономической безопасности, в области оплаты труда, роста доходов и повышения уровня жизни населения.

В республике через систему социального партнерства решаются вопросы роста доходов населения на основе реформирования системы заработной платы и, прежде всего, введение в действие межотраслевого и внутриотраслевого тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики. В региональном соглашении минимальная тарифная ставка базовой отрасли (машиностроение и металлообработка) установлена в размере 60% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения с последующим ее приближением к 100%, с учетом районного коэффициента и надбавок это позволит обеспечить работнику приемлемый уровень жизни. Установленная на промышленных предприятиях месячная тарифная ставка I разряда рабочего основной профессии должна быть не менее величины, зафиксированной в Региональном соглашении, а также отраслевых тарифных соглашениях. Региональным соглашением утверждены межотраслевые соотношения минимальных месячных тарифных ставок (должностных окладов) работников основных профессий.

С учетом мер, предусмотренных Региональным соглашением, в 2002 голу заключено 25 отраслевых тарифных и 18 территориальных соглашений. На отраслевом уровне интересы работодателей представлены руководителями министерств и ведомств. Интересы работников представляют отраслевые рескомы профсоюзов. На территориальном уровне одной из сторон при заключении соглашений выступают органы местного самоуправления. По состоянию на 01.05.2003г. заключено 1512 коллективных договоров в организациях всех форм собственности. Коллективно-договорной системой охвачено141,2 тыс. чел, что составляет 48,6% среднесписочной численности работников и по сравнению с 2001 годом их количество увеличилось на 34,2%.' Максимальное количество коллективных договоров продолжает заключаться в организациях, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Отраслевые соглашения и коллективные договоры, заключенные во внебюджетном секторе экономики предусматривают введение тарифного регулирования труда в соответствии с республиканской концепции

1 См. Ним оное совещание работники» системы труда и социального развития / Министерство Трула и социальною развития Республики Пурятия. - 2003 реформирования системы заработной платы и доходов населения, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.11.99 ЛЪ 131.

В области занятости населения, предусмотрены обязательства сторон по обеспечению занятости работников, профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, обеспечение социальных гарантий работникам, уволенным по сокращению численности или штата, в этом числе: сохранение права па получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, право пользования оздоровительными учреждениями, детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работающими.

В области охраны труда предусмотрены обязательства сторон по повышению квалификации специалистов, работников и общественных комиссий в области экологии и охраны труда, создание службы охраны труда, обязательному страхованию работников от несчастных случаев и профзаболеваний, лечебно-профилактическому обслуживанию работников.

В области социальных гарантий предусмотрены обязательства сторон осуществлять компенсацию расходов на лечение и другие виды помощи семьям, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, сверх установленного законодательством выплачивать единовременное пособие при получении инвалидности по вине предприятия, предоставлять в порядке очередности, нуждающимся в улучшении социально-бытовых условий беспроцентные субсидии на приобретение и строительство жилья, частично компенсировать плату на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оказывать материальную помощь неработающим пенсионерам.

Работа по совершенствованию системы социального партнерства, плановая деятельность республиканской трехсторонней комиссии, повышение ответственности и уровня работы сторон социального партнерства, значительное повышение качества содержания регионального соглашения, повысить уровень жизни населения. Так, в I квартале 2003г. среднедушевые денежные доходы составили 3286 руб, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом на 32,2% в номинальном и на 18,8% в реальном выражении. Доля населения, имеющего денежные доходы ниже прожиточного минимума, сократились с 52% в 1999 году до 41.8% в I квартале 2003г. Таким образом, используя механизмы социального партнерства можно преодолеть бедность работающих, т.е. бедность "сильных".

Однако, в структуре бедного населения Республики Бурятия, как и в целом по России по приведенным данным в предыдущей главе диссертационной работы, значительный удельный вес принадлежит т.н. "слабым бедным", т.е..малотрудоспособным или вовсе нетрудоспособным гражданам. Для разрешения проблем этой бедности необходимо использовать другие аспекты социального партнерства.

Социальное партнерство можно рассматривать в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими, негосударственными, благотворительными организациями.

Исследователями принято гражданское общество представлять в виде трех неотъемлемых составляющих частей: 1 сектор - государственный: органы власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организации; 2 сектор - коммерческий (бизнес сектор); 3 сектор - негосударственный, некоммерческий, благотворительный, сектор добровольной активности, филантропический или, как называют его в странах запада, - "не для прибыли" (not for pro ft).

Этот сектор является негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, с другой точки зрения, термин "неправительственный" может означать широкое вовлечение населения в общественную жизнь и это связано с процессом становления гражданского общества. Сектором добровольной активности его называют поскольку добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организации третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения. Этот сектор тесно связано с первыми двумя секторами. Границы между ними прозрачны и подвижны. Государство и некоммерческие организации заинтересованы в бизнес-секторе в качестве источника финансовых поступлений. Коммерческие и некоммерческие организации рассматривают государство в качестве гарантии правовой и экономической стабильности и безопасности.

Большинство некоммерческих организаций создаются для решения социально значимых проблем. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие образованию детей из бедных семей, мсдико-сопиальная реабилитация детей-инвалидов, сохранение и развитие культуры, реальная зашита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и т.д. В современных условиях IIКО предупреждают социальные конфликты, давая возможность гражданам защищать своп права, выражать интересы, участвовать совместно в какой-либо деятельности. В последние годы в России начинают возникать, в особенности на региональном и местном уровне, механизмы взаимодействия государства и НКО при решении социально значимых задач, включая следующие формы: государственный и муниципальный социальный заказ; государственное социальное спонсорство (льготы по уплате некоторых налогов, полное и частичное освобождение от платы за использование государственным и муниципальным имуществом; стимулирование социальной активности прямым финансированием (субсидии, муниципальные гранты и т.д.); поощрение негосударственных корпоративных и 1111,411видуалыIых спонсоров.

Поддержка некоммерческих организаций (НКО) со стороны государства осуществляется по двум направлениям:

1. Поддержка деятельности и развития (предоставление льгот по налогам НКО, предоставление налоговых льгот организациям, поддерживающим НКО, предоставление льгот неналогового характера (аренда помещений и т.д.), бюджетное финансирование, безвозмездная передача государственного имущества, предоставление льготных кредитов, информационная поддержка).

2. Привлечение НКО к реализации государственных региональных, муниципальных) программ (координация деятельности и совместная разработка профамм, размещение государственных заказов на выполнение социальных услуг, поддержка проектов и программ независимых некоммерческих организации в рамках государственных муниципальных программ.1

Деятельность НКО в социальной сфере более эффективна за счет привлечения добровольческого труда, адресного подхода к нуждающимся, привлечения внебюджетных средств. В Германии, к примеру, более 60% интернатов для инвалидов находятся вне государственных структур, как и более

•у

50% домов для престарелых. В ряде случаев независимые некоммерческие организации действуют успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. Это обусловливается тем, что наиболее активные члены общества стремятся внести вклад в решение социальных проблем с применением оригинальных технологии, разработок в этой области.

Государственным структурам, занимающимся социальными проблемами, совместная деятельность с НКО принесет ощутимую выгоду. Это дополнительная рабочая сила при проведении мероприятий, информация о новых технологиях в социальной работе с малообеспеченными, безработными, пожилыми, с лицами девиантного поведения, с использование дополнительных и интеллектуальных ресурсов.

На западе в рамках общественного договора помимо помощи социально обездоленным государство берет на себя обязательство не допустить социального взрыва в стране. Л предприниматели, как люди наиболее заинтересованные в стабильности, обещают делиться с частью своих доходов. Существует и вторая часть общественного договора - государство соглашается не брать у предпринимателя часть налогов, т.е. предоставляет льготы, если тог берется сам Панов Л.М. Социальное партнерство органов власти и общественных объелинений в сфере оказания социальных \c.i\r М., 2001, СI-4-22 Общее шейные перемены Пурятии в условиях трансформации российского общества на р\беже веков. - Улан-Ул>: 11 <ла1ел1.ство ВСГТУ, 2002. - 238с. С.121 решить часть социальных задач. Это элемент цивилизованных отношений между государством, обществом и бизнесом.

Трудная жизненная ситуация семей, находящихся в условиях обнищания оказывает сильное негативное влияние на их самочувствие в целом. Опасность застойной бедности, как было уже указано порождает зачастую необратимые изменения в образе жизни и психологии людей, которые начинают действовать как самостоятельные факторы обеднения. В таких условиях актуальной становится психологическая поддержка, оказываемая в государственных и общественных организациях. Поэтому в разрешении проблемы бедности следует уделить внимание психологическому обеспечению социальной работы. 11собходимо оказывать дифференцированную как индивидуальную, так и групповую психологическую поддержку. Она необходимо тем бедным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми, так и с социальными службами, с потенциальными работодателями в случае безработности. Довольно широко психологические методы используются в работе системы служб занятости.

Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: клиент социально-психологических служб осознает те качества, в структуре качеств собственной личности, которые негативно влияют на процесс адаптации к новым условиям (у бедных чаше всего наблюдаются такие черты характера как: отсутствие силы воли, трусость, заниженная самооценка и отсюда - заниженные потребности, пассивность, боязнь риска, лень), вырабатывают новые модели поведения с последующим обобщением п переносом социально-психологических образований в новые у с л о в и я с в о е й ж и з и еде я те л ы юст и.

В процессе своей деятельности социальные работники и добровольцы должны соблюдать принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков у социально ослабленных групп, добиваться их активности и самостоятельности в решении с о б с т в е и и ы х и р о б л е м.

Очень важно формировать у людей образ социально активной творческой личности, умеющей самостоятельно принимать решения и управлять собственной жизпыо, ведущей здоровый образ жизни, формировать гак называемый социальный идеал, соответствующий семейной, общественной жизни, труда и т.д.

Поставленная задача может быть успешно решена только в координации усилий и сотрудничестве государственного, коммерческого и некоммерческого, благотворительного секторов.

Для преодоления бедности "слабых", т.е. нетрудоспособных категорий населения необходимо уделить внимание благотворительности. Под благотворительностью будем рассматривать не абстрактные добрые дела, а конкретную добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной помощи (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию помощи".1 благотворительная деятельность - действия и поступки безвозмездные, направленные на общественную пользу. Это может быть благотворительный коннерг, лотерея, ярмарка, акция по сбору одежды, продуктов питания п т.д., полученные средства направляются на оказание помощи бедным семьям. И республике хорошо зарекомендовал себя "Байкальский благотворительный фонд", помогающий детям с заболеванием детского церебрального паралича (ДЦП).

Методами стимулирования и поощрения со стороны государства предпринимателей к решению социально значимых проблем традиционно являются налоговые льготы и режим "наибольшего благоприятствования".

II КО все больше начинают осознавать потребность в сотрудничестве с бизнесом на партнерской основе, по-новому осознавать свои возможности в этом взаимодействии. Многообразие механизмов взаимодействия государственного, коммерческого и некоммерческого секторов может служить основой для

1 upa.ii.hi.iii Закон РФ " О благотнорительной лсятсльиости и благотворительных организациях" от I 1.08.1995.У.Го-ФЗ. возрождения культуры филантропии в нашей стране, имеющие глубокие исторические корни.

Возможные механизмы взаимодействия: благотворительные фонды, в которых аккумулируются средства для оказания финансовой, материальной помощи, а также финансирования различных социальных услуг для бедных; конкурсы-гранты от местных коммерческих организаций; совместные мероприятия, проекты по разрешению социально значимых проблем; освещение деятельности НКО в средствах массовой информации; организация мастер - классов по основам менеджмента некоммерческих организаций;

Сотрудничество коммерческого, некоммерческого сектора и государства взаимовыгодно. Бизнесу оно приносит улучшение имиджа, интерес потребителей, льготы по налогообложению. Выступая спонсорами некоммерческих программ, фирмы используют позитивный образ третьего сектора в своих рекламных и маркетинговых программах, повышая доверие населения к своей продукции. Для некоммерческих организаций сотрудничество с бизнесом приносит ресурсы па выполнение миссии и организационное развитие. Третьему сектору принадлежит особая роль в социальном партнерстве. Для государства НКО может быть дополнительным каналом для проведения социальной политики. Таким образом, сотрудничество государства с организациями третьего сектора способно служить фактором повышения эффективности использования средств на социальные нужды.

Тем не менее развитие общественных организаций республики испытывает некоторые сложности, отражая проблемы российских НКО.

Одной из основных проблем является отсутствие стабильной финансовой поддержки. Часто представителям НКО, члены которых работают на энтузиазме не хватает средств на аренду помещения, содержание оборудования, т.е. на текущую деятельность. Количество НКО растет, поэтому нарастает конкуренция при получении средств по грантам. Тем более, что сами фонды предпочитают работать с организациями, достигшими определенных успехов в общественной работе, а грант - это разовая поддержка не более чем на год - два, после чего организация должна самостоятельно искать источники финансирования. При этом, в большинстве случаев НКО не имеют комплексных программ и не предлагают коммерческим организациям конкретных, детально разработанных социально значимых проектов, направленных на достижение ощутимых результатов.

К факторам, отрицательно влияющим на развитие общественных организаций относится также отсутствие опыта самоуправления у российских граждан.1 По мере развития НКО сталкиваются с трудностями в подборе квалифицированных кадров. Большинство общественных организаций пе практикуют фиксированное членство, что соответствует условиям добровольности, поэтому люди участвуют в тех или в иных мероприятиях по желанию и наличии свободного времени.

Па деятельность НКО, особенности их развития мало не достаточно уделяется внимание со стороны государства и научного сообщества.

В связи с этим, целесообразно проводить семинары, курсы по технике оформления грантовых заявок, по управлению деятельностью организации, по привлечению спонсорских средств и сотрудничеству с другими 11КО и т.д.

В Бурятии, как и во многих регионах, еще не сформировалась культура благотворительной деятельности. В основном благотворительность оказывается бессистемно, не носит проектный характер. При этом прямая адресная поддержка, как правило, оказываемая личным знакомым, предпочитается сотрудничеству со специализированными благотворительными организациями. Слабое освещение благотворительной деятельности СМИ создает информационный вакуум в этой сфере, большинство населения не имеет информации о деятельности НКО и 2 благотворительных организациях, их роли в общественном развитии. Опыт стран

1 Обшестпенные перемены [лряши и условиях трансформации российского общества на рубеже веков. - Улаи-Ул>: Пилами-то ПСТТУ, 2002. - С. ¡49. 1>.1.по11н'рнгел1.нос1ь / Пол рел. И.Г. Миневрина. - Южно-Сахалинск, 2000. - 15 показывает, что только в случае активной роли государства и общественности, когда поощряются предприниматели, решающие социальные проблемы, благотворительность становится массовым явлением.

Тем не менее, благотворительность, хотя и является неотъемлемым элементом гражданского общества и имеет широкие возможности для стабилизации общественного развития, однако служит лишь дополнительной мерой в решении социальных проблем и ие может заменить государственные усилия. Государству необходимо поддерживать деятельность НКО и со своей стороны привлекать их к работе с населением, помогать им решат!, отделы пне социальные проблемы, не упуская возможности проводить через них определенную политику. А бизнес, поощряемый налоговыми льготами, предоставленными государством, может оказывать финансовую поддержку, понимая, что сравнительно небольшие издержки предупреждают социальные конфликты и предоставляют дополнительные возможности воздействовать иа общество, создавая положительный образ. Кроме того, этот сектор образует небольшое количество рабочих мест, как временных, так и постоянных. Затраты на заработную плату в IIКО меньше, чем в предпринимательском или государственном секторах, так как есть возможность использовать труд добровольцев и энтузиастов. Чаше всего в НКО работают студенты-стажеры, выпускники учебных заведений, начинающие специалисты. Повышение занятости снижает социальную напряженность.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что возможности социального партнерства целесообразно использовать более полно, активно и целенаправленно наряду с технологиями государственного регулирования уровня жизни населения.

Заключение.

Уровень жизни является важным показателем, интегративно отображающим эффективность социально-демографической политики и описывающим в целом социально-экономическое состояние общества. Отмечается, что наиболее информативными в изучении уровня жизни и анализе эффективности социально-экономической политики выступают показатели абсолютной и относительной и субъективной бедности. Бедность является показателем крайне низкого уровня жизни, она связана с ограниченными возможностями индивида, группы в удовлетворении общепринятых в данном обществе потребностей.

В настоящий момент наблюдаются негативные тенденции, которые состоят в углублении социального неравенства, маргинализации некоторой части населения. Особенностью процессов социального расслоения являются их быстрота и биполярная направленность. Накладывающиеся друг на друга процессы обнищания населения и растущего социального расслоения приводят к возникновению гипертрофированных форм социального неравенства, создавая внутри одной страны две России, которые все больше отчуждаются друг от друга, что ведет к росту социальной напряженности, создавая угрозу обществу в целом. Происходит усиление антагонистичности его отдельных элементов, препятствующее развитию по пути устойчивого развития.

Выявлено, что бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе: экономических (низкая заработная плата, высокая ее дифференциация, безработица); социальных (инвалидность, старость); демографических ( неполные семьи, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой); регионально-географических (депрессивные районы с низким экономическим потенциалом).

В условиях социальной поляризации, растущей пропасти между богатыми и бедными, наблюдается социально-экономическая нестабильность, неравномерное развитие сфер жизнедеятельности, преобладание дезинтеграционных процессов. Общество, где четко ч обозначено положение и интересы лишь бедных и богатых, а средний класс еще не формирован и не заявил о себе неустойчиво, конфликтно. Подчеркнуто, что бедность является мощным дестабилизирующим фактором в общественных отношениях.

Социально-экономический анализ различных форм проявления бедности и факторов ее стимулирующих, позволяет определить возможные пути сокращения масштабов и глубины бедности, дифференцировав их по виду социальных технологий.

Анализ социально-экономической ситуации в России показывает, что ключевым социальным противоречием стало несоответствие между накопленным ранее квалификационным, интеллектуальным, духовным, физическим потенциалов общества и предлагаемыми рынком условиями его реализации, следствием чего стало падение уровня жизни части экономически активного населения. Поэтому одной из форм проявления бедности является обеднение семей работников, т.н. "бедность сильных". Другая форма - это "слабые", или традиционно бедные семьи. Их бедность обусловлена объективными социально-демографическими ограничениями трудоспособности. Такая бедность всегда существовала и существует во всех странах.

Описана социально-демографическая структура бедных в России на основании обобщения различных подходов включает следующие группы: Группа 1. Традиционные («старые») бедные: многодетные семьи, неполные семьи, одинокие пенсионеры, взрослые инвалиды, работники низкой квалификации. Группа 2. «Трансформационные» или "новые" бедные: работники бюджетной сферы, пенсионеры, безработные, мигранты, сельские жители. Группа 3. «Социальное дно»: бездомные, нищие, алкоголики, наркоманы, беспризорные дети, проститутки. Отмечено, что социально-демографическая структура бедного населения республики, в целом по основным параметрам соответствует характеристика по России.

Полученные в процессе исследования результаты позволили сделать выводы, подтверждающие сформулированные гипотезы. В результате социально-экономических преобразований произошло снижение жизненного уровня населения, остро встали проблемы бедности. Уровень жизни населения определяется принадлежностью к разным социальным группам, различающимся по признакам, таким как: размер и состав семьи; принадлежность членов семей к профессионально-отраслевым, квалификационно-должностным группам; размер и структура доходов и расходов. Выявили зависимость социально-политической, социально-экономической активности, а также интересов и социального самочувствия индивида от его жизненного уровня. Социальные характеристики, проблемы бедных в Республике Бурятия в значительной мере совпадают с характеристиками бедных в целом по Российской Федерации.

На основании полученных результатов исследований выявлено, что уровень жизни индивида прямо пропорционально влияет на его социально-политическую, социально-экономическую активность, а также интересы и социальное самочувствие. В целях создания условий для устойчивого социального развития необходимы эффективные регулятивные действия государства на основе социальных технологий

Учитывая потребности в многоуровневом регулировании уровня жизни, социальные технологии нами подразделяются на глобальные, технологии, применяемые в рамках отдельного государства, региональные. Разрабатываемые социальные технологии регулирования уровня жизни имеют региональное применение, а это обстоятельство задает дополнительные условия. Для достижения успеха при выработке и реализации региональных социальных технологий большое значение имеет их увязка с программой социального и экономического развития территории в рамках общероссийских аналогичных программ.

Исходя из этих положений, основные принципы, используемые при разработке технологии можно изложить в следующем виде:

-устойчивое повышение уровня жизни населения означает, что уровень жизни каждого последующего поколения выше, чем у предыдущего;

-рост благосостояния должен быть результатом и одновременно стимулом экономической активности и предпринимательской инициативы населения;

-во взаимосвязи между экономическим производством и социальным воспроизводством не должно отдаваться предпочтение первому над вторым;

-основная задача мероприятий — увеличение численности среднего класса за счет сохранения его сегодняшнего состава и перехода в него части контингента условно бедных;

-политика по отношению к условно бедным должна быть принципиально иной и строиться по принципу подготовки для них необходимых ресурсов и создания условий для экономической деятельности, а не обеспечения их средствами для потребления;

-эффективная разработка и реализация технологии регулирования уровня жизни может быть достигнута с вовлечением богатых как в качестве спонсоров и организаторов отдельных проектов, так и в качестве идеологов ценности труда, образования и здорового образа жизни;

-системная реализация технологии при компетентной деятельности службы связи с общественностью является фактором социальной и политической консолидации общества.

Социальные технологии регулирования уровня жизни населения включают следующие направления: работа и заработок, образование и развитие, социальная защита; социальное партнерство.

Первое из них содержит технологии регулирования оплаты труда, создания и сохранения рабочих мест; адаптации индивидов, оказавшихся незанятыми, т.е. создание условий для минимизации уровня бедности. Это направление предполагает повышение реальной цены рабочей силы, активизации мотивов и стимулов к труду и предпринимательской активности, восстановление в современных условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства. Оно также предусматривает обеспечение благоприятных условий для предпринимательской инициативы, направленной на создание новых рабочих мест, производство качественных и недорогих товаров.

Второе направление "образование и развитие" ставит цели: создание возможностей для самореализации, повышение качества образования, доступность образования, гарантированные возможности трудоустройства; переподготовка безработных, имеющих профессии, не востребуемые на рынке; развитие послевузовского образования и внутрифирменной подготовки и т.д. Эти технологии предполагают обеспечение условий для того, чтобы каждый человек мог бы иметь не только достойную работу и приличный заработок, но и возможность для повышения квалификации и профессионального роста.

Усиление адресности в условиях финансового дефицита и в целях повышения эффективности использования имеющихся средств предполагает, с одной стороны, сокращение количества людей, имеющих права или полагающих, что имеют право на получение помощи, а с другой - оказание действенной, реальной поддержки наиболее бедным семьям. Одной из главных задач реформ в социальной сфере является осуществление перехода от преимущественно категориального к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. Все это социальные технологии государственного регулирования.

Вопросы стабилизации уровня жизни становятся приоритетными направлениями деятельности государства. Эффективное регулирующее воздействие развития соответствующих механизмов согласования интересов, разрешения возможных конфликтов и создания социальных институтов, обеспечивающих, с одной стороны, признание и государственную защиту всех видов собственности, с другой - социальную защиту населения. Одной из важнейших частей названных механизмов выступает социальное партнерство, так как именно оно выполняет существенные функции защиты интересов сторон общественных отношений и обеспечения их стабильности.

Создание условий для развития социального партнерства является мерой, оптимизирующей устойчивое социально-экономическое развитие республики, необходимым фактором для стабилизации общественных отношений, повышения жизненного уровня населения, преодоления негативных последствий бедности для различных социальных слоев.

Применение комплексных мер регулирования уровня жизни населения, включающих как социальные технологии государственного воздействия, так и усилия общественных организаций, позволит создать условия для устойчивого социального развития.


Закрыть ... [X]

Государственно-частное партнерство: теория и Цитаты про подругу которая как сестра

Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия Конкурсы проекты гранты бурятия